Главная интрига второго дня японского этапа Гран-при NHK Trophy вновь связана с представителями одиночного катания. Именно в этих дисциплинах сегодня разворачивались самые яркие и драматичные события, однако открывали турнир танцоры. И пока надо признать, что и второй российский дуэт, Елена Ильиных и Никита Кацалапов, начал олимпийский сезон в не самой лучшей форме с технической точки зрения. Обе секции финнстепа, твизлы и дорожку шагов судьи оценили только вторым уровнем сложности, из-за чего подопечные Николая Морозова уступили не только основным соперникам, но и второй американской паре - Майе и Алексу Шибутани.
Вроде серьёзных поводов для расстройства нет, ведь по компонентам россиян ставят даже чуть выше Каппеллини с Ланотте. Но из-за технических недочётов Елена Ильиных и Никита Кацалапов могут не попасть в финал Гран-при. Но пока рано делать какие-то выводы, впереди произвольный танец, он-то и станет определяющим в этом вопросе. Пока же безоговорочными лидерами идут Мэрил Дэвис и Чарли Уайт. На приличном отдалении - итальянцы, Ильиных с Кацалаповым - четвёртые. И снова обращает внимание сдержанность судей - оценки в Токио у ведущих танцоров ниже, чем были три недели назад в Детройте.
В парном катании в силу недосягаемости Волосожар и Транькова вся борьба свелась к противостоянию двух китайских пар - Венцзинь Суй с Кон Ханом и Чень Пен с Хао Чжаном, где победа и итоговое второе место досталось последним. Насколько хороши были Венцзинь Суй и Кон Хан в Канаде, где уверенно выиграли произвольную и только по сумме остались вторыми, насколько ужасным оказалось их выступление в Токио. Единственное, что осталось от былого блеска, - четверная подкрутка. Больше не получилось ничего - падение в параллельных прыжках, падение на выбросе и с заключительной поддержки. Правда, запаса короткой программы им хватило, чтобы сохранить итоговую бронзу. А Татьяна с Максимом могут начинать готовиться к финалу.
Следом на лёд вышли одиночники и буквально с первых минут дали понять, что настоящее сражение только начинается. Кто-то активно прорывался наверх, как Джереми Эбботт, кто-то столь же стремительно пикировал вниз, как Хавьер Фернандес. Надо отдать должное американцу, который, будучи только седьмым после короткой программы, без четверного сумел в итоге оказаться на пьедестале. А вот чемпиона Европы и бронзового медалиста впору назвать главным неудачником турнира. Фернандес, ещё год назад поражавший тремя четверными, в Токио набрал лишь 66,03 балла за технику и стал только восьмым. Кроме как фиаско такой результат не назовёшь.
Дайсуке Такахаси и Набунари Ода таких ошибок себе не позволяли. Конечно, и у них не всё получилось в произвольной, тем не менее тот и другой прокат доставили массу удовольствия, а также заставили задуматься о программах российских фигуристов и сравнить их с японцами. Например, у Такахаси прыжки настолько искусно вплетены в канву постановки, что всё действо смотрится на одном дыхании. То есть те самые связующие элементы в действии, не говоря уже о хореографии. Поэтому высокие оценки за компоненты порядка девяти баллов обоснованы и лишь немного варьируют, в зависимости от чистоты исполнения.
Теперь возьмём постановки россиян. Даже при условии блестящего исполнения они не тянут на аналогичный уровень. Что у Меньшова, что у Воронова идут пять прыжков подряд в самом начале программы. Получается не постановка, а набор элементов. И если Меньшову можно сделать скидку на травму, то к Воронову, точнее к Илье Авербуху, который ставил танго, вопросов много. Хотя, быть может, дело не только в постановщике, но и в материале, с которым ему пришлось работать. Во всяком случае, если за Липницкую и её «Список Шиндлера» хочется сказать «браво», то здесь остаётся лишь разочарованно вздыхать. Конечно, грязный прокат и ужасный костюм фигуриста усугубили впечатление, но, повторюсь, даже при идеальном исполнении восемь баллов - это потолок, до которого, впрочем, ещё тоже нужно дотянуться.
Поэтому ничего другого не остаётся, как дожидаться Евгения Плющенко, который на проходившем в Риге Volvo Cup одержал победу с личным рекордом, как в произвольной - 180,91, так и по сумме двух программ - 263,25. Для сравнения Патрик Чан на домашнем этапе Гран-при набрал на балл меньше - 262,03. У Дайсуке Такахаси результат выше - 268,31, но и Чан, и Плющенко катали короткую без четверного, в отличие от японца. Так что силы в мировой элите по предварительным прикидкам равны, а дальше всё будет зависеть от подготовленности, сил и крепости духа самих спортсменов.
Но вернёмся в Токио, где в завершавших день выступлениях одиночниц очередную порцию радости российским болельщикам подарила Елена Радионова. По сравнению с Детройтом Елена очень хорошо прибавила, и её произвольная в Токио была оценена на 12 баллов выше, чем на американском этапе Гран-при. Шутка ли, но в техническом плане 14-летняя Елена Радионова выиграла даже у недосягаемой Мао Асады. Пусть немного - всего балл, но выиграла. Растут и компоненты у очередного российского дарования - уже не один, а целый ряд арбитров оценивает её исполнение из восьми баллов. Конечно, в этом отношении до Асады Радионовой ещё далеко, но Грейси Голд она уже обошла, а Акико Сузуки проиграла меньше двух баллов. И самое главное, благодаря этому второму месту и набранной сумме баллов Елена гарантировала себе место в финале Гран-при, на который претендуют ещё три россиянки - Юлия Липницкая, Анна Погорилая и Аделина Сотникова. Их судьба решится на оставшихся двух этапах в Париже и Москве.
Елизавета Туктамышева из-за неудачи в короткой программе в Детройте уже вычеркнула себя из претенденток на финал, не будет там и Алёны Леоновой, для которой японский Гран-при стал единственным в этом сезоне. К сожалению, должного впечатления вице-чемпионке мира-2011 произвести не удалось. В произвольной было много всяческих огрехов, которые по сумме с не сложившейся короткой накануне принесли Алёне только седьмое место.
Завтра турнир завершится выступлением танцевальных дуэтов, и серия Гран-при совершит очередной переезд - теперь уже из Азии в Европу.