В пятницу было официально объявлено о том, что в будущем сезоне Михаил Алёшин, обладатель самого престижного чемпионского титула в копилке российских пилотов, на полном расписании выступит в IndyCar, флагманской американской формульной серии. Михаил сядет за руль «Даллары» Schmidt Peterson Motorsports - не топ-команды, но коллектива из верхней прослойки середняков, чей гонщик в этом году с двумя победами закончил сезон на третьей позиции.
Как так получилось
До недавнего времени каких-либо конкретных сведений о том, что Михаил Алёшин ведёт переговоры о переходе в престижную заокеанскую гоночную серию, не было. Но в начале недели как гром среди ясного неба появились сообщения: в понедельник Алёшин принял участие в двухдневных испытаниях Schmidt Peterson Motorsports в Себринге.
В этих тестах россиянин ездил за рулём автомобиля №55, который в этом году пилотировал Тристан Вотье, однако раскрашен он был уже в цвета SMP Racing. Лучший круг Алёшина оказался даже лучше времени Симона Пажено, лидера команды, хорошо знакомого с трассой по гонкам ALMS. Команда осталась от новичка в восторге, и уже после этих заездов в заявлении представителей Schmidt Peterson Motorsports прозвучали слова о продолжении сотрудничества.
И вот теперь стороны договорились о полноценном соглашении на будущий сезон. «Мы очень рады, что Михаил станет партнёром Симона в будущем году, - заявил один из владельцев команды Сэм Шмидт. - Он зрелый и талантливый гонщик, но, как и у многих других в европейской системе автоспорта, возможности проявить себя в Формуле-1 у него не было. Мы уже заметили, что стиль пилотирования у Алёшина схож с манерой Пажено, в связи с чем считаем, что уже сейчас, будучи новичком, он сможет помочь команде стать лучше».
«Михаил сразу нашёл общий язык с инженером Алленом МакДональдом, да и вся команда была рада с ним поработать. Всегда здорово, сотрудничать с сосредоточенным на работе гонщиком, который к тому же быстр за рулём», - вторит Шмидту менеджер команды Роб Эдвардс.
С кем будет работать Алёшин
Симон Пажено, партнёр Алёшина по Schmidt Peterson Motorsports, сделал себе имя в гонках на выносливость и двумя яркими сезонами в IndyCar. Впервые француз проявил себя в 2006 году, победив Грэма Рэйхола в младшей формульной серии США Atlantic Championship. Затем он перешёл в ALMS, где выиграл несколько гонок, а в 2010-м вместе с Дэвидом Брэбэмом в составе экипажа Highcroft Racing стал чемпионом. На европейской арене француз представлял марку Peugeot, с которой занял второе место в Ле-Мане в 2011 году. Тогда Пажено делил спортпрототип 908 с Себастьеном Бурдэ и Педро Лами.
В IndyCar Симон Пажено на полном расписании дебютировал в 2012 году, хотя ещё в 2007-м провёл сезон в ChampCar. В 2012-м француз уже в третьей гонке сезона финишировал на подиуме, завоевав второе место в Лонг-Бич. Затем последовали третье место в Детройте, Мид-Огайо и Балтиморе, которые привели Симона на пятую строчку чемпионата и титулу Новичок года.
Завершившийся сезон принёс Пажено и Schmidt Peterson Motorsports первые победы. Хотя в первых гонках подняться выше шестого места им не удавалось, в Детройте команда добилась первого успеха. Позже Пажено завоевал ещё одно второе место в Мид-Огайо, а в Балтиморе одержал вторую в сезоне победу. Чемпионат француз закончил на третьей позиции, уступив лишь боровшимся за титул Скотту Диксону и Хелио Кастроневешу. К слову, Новичком года-2013 стал другой пилот Schmidt Peterson Motorsports - Тристан Вотье. И хотя конкурентов у француза не было, это говорит о большом опыте команды в плане работы с новичками.
Новые соперники
На данный момент далеко не все команды чемпионата подтвердили свои составы на будущий год, однако общие очертания первенства уже видны. В IndyCar Алёшину предстоит сразиться не только с сильнейшими местными «формулистами», но и известными в Европе пилотами, среди которых бывшие звёзды Формулы-1. Кстати, если Полу ди Ресте не удастся продлить контракт с «Форс Индия», то и шотландец окажется на одной стартовой решётке с Алёшиным.
Главные звёзды чемпионата рассредоточились по трём командам первенства: Chip Ganassi Racing, Team Penske и Andretti Autosport. Penske сохранила в своём составе Хелио Кастроневеса и Уилла Пауэра, завоевавших на двоих несметное количество вторых мест по итогам сезона, но так и не ставших чемпионами, а также «забрала» из NASCAR Sprint Cup Хуана-Пабло Монтойю, который поедет на автомобиле №2.
Chip Ganassi Racing по окончании сезона потеряла одного из своих многолетних лидеров - Дарио Франкитти вынужден был завершить карьеру в связи с травмой, полученной в Хьюстоне. Тем не менее, выступления за коллектив Чипа Ганасси продолжит действующий чемпион Скотт Диксон, к которому присоединился действующий победитель «Инди-500» Тони Канаан. Обе топ-команды проведут следующий сезон на автомобилях с двигателями Chevrolet.
С моторами Honda, как и Schmidt Peterson Motorsports, в грядущем сезоне поедут Andretti Autosport. Райан Хантер-Рэй защитить чемпионский титул в этом году не смог, но вместе с Джеймсом Хинчклиффом в этом году они одержали пять побед. Остаётся в команде и внук легендарного Марио Андретти Марко. За руль четвёртой машины сядет перспективный новичок Карлос Муньоз, сенсационно финишировавший вторым в «Инди-500».
Помимо перечисленных гонщиков Михаил Алёшин сможет поравняться силами с четырёхкратным чемпионом ChampCar Себастьеном Бурдэ, перешедшим в KVSH Racing. Интересная борьба у россиянина может получиться с Грэмом Рэйхолом и Джозефом Ньюгарденом из Rahal Letterman Lanigan Racing и Sarah Fisher Hartman Racing соответственно. Кроме того, вероятно сохранит прописку в пелотоне Такума Сато, а на дорожных и уличных трассах в 2014 году выступит Майк Конуэй, несколько лет назад выигравший Гран-при Макао Формулы-3 и британское первенство в этой категории.
Перспективы
На данный момент оценить шансы Михаила Алёшина сложно. В прошедшем сезоне ему довелось пережить ряд неудачных гонок, в которых машина не позволяла вести борьбу за высокие позиции, но россиянин старался довести до финиша каждый заезд даже на повреждённом или неисправном автомобиле. Этот опыт обязательно пригодится Михаилу, поскольку в американских гонках борьба колесо в колесо идёт вплоть до последнего круга из-за традиционно частых рестартов, а также системы начисления очков - в IndyCar очки начисляют за все позиции классификации.
В 2009 году Алёшин выступал в Формуле-2, машины которой были оборудованы турбомоторами. В IndyCar тоже используются двигатели с турбонаддувом, но пока неясно, как проявит себя Honda.
От японского производителя ушла флагманская команда Chip Ganassi Racing, вместо которой в лагерь Honda записались Andretti Autosport. Команда Майкла Андретти выиграла первый же чемпионат после перехода на шасси DW12, однако оба сезона на этом автомобиле она провела на Chevrolet.
Но главной сложностью для Алёшина, безусловно, станут трассы. Михаил ни разу не выступал на представленных в календаре трассах в Сент-Питерсберге или Детройте, он незнаком с «Уоткинс-Глен» или «Мид-Огайо», не говоря уже об овалах. Правда, этапы на овале составляют лишь одну треть от календаря - шесть гонок из 18.
Новое начало
Долгое время Алёшин безуспешно искал себе место в Формуле-1. Гонщик сделал всё, что от него зависело. Он выиграл Формулу «Рено» 3.5, победив Даниэля Риккардо, без пяти минут призового пилота «Ред Булл», он пилотировал машину Эдриана Ньюи на показательных сессиях, провёл тесты с командой Формулы-1 «Рено». Именно Алёшин был одним из тех, кто привёл в GP2 Series «Карлин» - россиянин выступал за эту команду в год дебюта, когда у инженеров не было ни настроек, ни понимания работы с машинами. В итоге россиянин решил не дожидаться внимания спонсоров и переключился на альтернативные варианты, которые со многих точек зрения ничем не хуже Формулы-1.
Именно в американских гонках прославились Жак Вильнёв, Хуан-Пабло Монтойя и Алессандро Занарди, именно здесь построил прекрасную карьеру Дарио Франкитти. Из-за отсутствия спонсорской поддержки в Европе сюда приехал гоняться Дэн Уэлдон, настоящий герой от автоспорта, в честь которого в Сент-Питерсберге названа улица. Не говоря уже о героях прежних десятилетий, оставивших след в истории американских «формул» - Эмерсоне Фиттипальди, Рике Мирзе, Ари Люйендайке, Эле Анзере и т. д.
Несколько лет назад в молодёжной серии Indy Lights свои силы попробовал Сергей Мокшанцев, но ему удача так и не улыбнулась. Чуть позже тесты в составе одной из команд NASCAR на автомобиле младших дивизионов провёл россиянин Косьма Гузняков, но дальше испытаний дело не пошло. Теперь же россияне наконец пробились в высшие эшелоны американского автоспорта, а мы по праву можем сказать, что представлены во всех самых престижных гонках планеты. Новый сезон IndyCar стартует 30 марта в Сент-Питерсберге, а 25 мая на стартовой решётке легендарной «Индианаполис-500» будет стоять российский гонщик.
Удачи, Михаил!